Мойка деталей при выполнении ремонта автомобиля и ремонта двигателя является весьма ответственной операцией, во многом определяющей качество последующих этапов сборки двигателя и всего ремонта в целом. Необходимость мойки деталей после разборки диктуется, в первую очередь, требованием их чистоты при дефектации - грязь делает невозможными точные измерения тем самым уменьшает качество и делает малоэффективным ремонт двигателя автомобиля, и часто скрывает дефекты деталей опасные в эксплуатации, но легко обнаруживаемые после мойки. В ремонте двигателя автомобиля применяются два основных вида мойки - ручная и автоматизированная.
Мойка деталей при ремонте автомобиля и ремонте двигателя является весьма ответственной операцией, во многом определяющей качество последующих этапов работы и всего ремонта в целом. Необходимость мойки деталей после разборки диктуется, в первую очередь, требованием их чистоты при дефектации - грязь делает невозможными точные измерения уменьшает качество ремонта автомобилей, и часто скрывает дефекты деталей, легко обнаруживаемые после мойки. При ремонте двигателей автомобилей применяются два основных вида мойки - ручная и автоматизированная. Ручная мойка часто применяется на небольших ремонтных предприятиях.
Технология ее достаточно проста - деталь или узел устанавливается в специальном поддоне и моется при помощи кисти и моющего раствора. В качестве моющего раствора часто применяются бензин, керосин и содовый раствор. Наименее удачной моющей жидкостью является бензин. Главные его недостатки - высокая летучесть паров и связанные с этим пожароопасность и токсичность, особенно в закрытых помещениях. Кроме этого, пары бензина (углеводороды) оказывают вредное воздействие на окружающую среду в целом. Бензин не смывает до конца мелкие частицы пыли, грязи и, особенно, абразива после ремонта деталей, из-за чего мойка деталей только в бензине, еще практикуемая во многих малых ремонтных мастерских, не может считаться качественной. Помимо всего прочего, бензин вредно действует на резиновые манжеты и уплотнения деталей и агрегатов. Преимуществом бензина является быстрое растворение масляных загрязнений, а также обезжиривание деталей, иногда позволяющее после мойки и сушки обнаружить на них трещины и другие дефекты.
Керосин значительно менее пожароопасен, и его пары практически не летучи (по сравнению с бензином), однако он токсичен при длительном воздействии на кожу рук. Его моющие свойства значительно хуже, чем у бензина, из-за более высокой вязкости. Детали после мойки в керосине остаются маслянистыми и хорошо "притягивают" пыль и грязь. Вследствие этого керосин при ремонте двигателя может иметь только вспомогательное значение. В отличие от бензина и керосина содовый раствор нетоксичен (исключая его раздражающее действие на кожу рук) и абсолютно безопасен. Его недостатками является то, что он эффективен, в основном, только в горячем состоянии, с трудом отмывает сильно загрязненные детали сложной конфигурации и вызывает коррозию алюминиевых деталей. В условиях малых мастерских его применение менее удобно (требуется подогрев и частая смена раствора).
Находят применение и другие моющие вещества и специальные синтетические моющие жидкости. В связи с повышением требований к экологической чистоте производства, в том числе ремонтного, примене ние специальных моющих жидкостей в настоящее время практически не имеет альтернативы. При больших объемах ремонтных работ по двигателям (более 8 - 10 двигателей в месяц) ручная мойка становится неэффективной из-за низкой производительности. Поэтому на средних и больших ремонтных предприятиях целесообразно применение моющих установок для двигателей. Такие установки выпускаются различными фирмами и обеспечивают мойку как крупных, так и мелких деталей с подогревом и очисткой загрязненного раствора. Несмотря на высокую эффективность подобных установок, ручную мойку не удается полностью исключить из ремонтного процесса, т.к. предварительную очистку сильно загрязненных деталей часто все равно приходится делать вручную.
Независимо от способа мойки деталей и используемого моечного оборудования мойка представляет собой комплекс операций, выполняемых в следующем порядке:
1) очистка наружных поверхностей деталей от грязи;
2) очистка внутренних полостей и каналов от нагара и частиц износа деталей;
3) очистка поверхностей сопряжений деталей от уплотнительных элементов (прокладки, герметики);
4) промывка деталей;
5) продувка внутренних каналов и сушка деталей.
Практика показывает, что для разных этапов мойки в зависимости от степени загрязнения деталей могут потребоваться различные средства. Сильно загрязненные снаружи двигатели, особенно, имевшие течь рабочей жидкости по стыкам деталей, требуют обычно механической очистки наружных поверхностей с помощью железных щеток или скребков. Аналогичные инструменты приходится использовать для предварительной очистки внутренних полостей деталей, если на них имеются большие отложения нагара. Очистку поверхностей сопряжения деталей от старых прокладок целесообразно выполнять шабером. При этом следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить поверхности и не оставить на них глубокие царапины. Не нужно очищать поверхность какой-либо детали от старой прокладки, если эта прокладка не повреждена, а новой прокладки нет, в противном случае ее придется приобретать или изготавливать. Исключение составляет прокладка головки блока, заменяемая независимо от ее состояния.
После промывки деталей нередко требуется повторная механическая очистка. Сильно загрязненные детали перед очисткой можно положить в моющий раствор, чтобы размягчить загрязнения. Продувка внутренних каналов является достаточно эффективным способом их очистки от стружки и грязи. Для продувки необходимо использовать сжатый воздух от компрессора с давлением порядка 0,6+0,8 МПа. Желательно использовать специальные насадки для подачи воздуха в каналы. При мойке деталей и узлов особое внимание следует обращать на впускной коллектор тех двигателей, которые имели повреждения днища поршней и поверхностей камер сгорания вследствие разрушения каких-либо деталей (например, клапанов, их седел и др.).
Обломки деталей попадают при этом не только в выхлопную систему, но и во впускные каналы. Не лишним будет напомнить, что не следует мыть агрегаты, имеющие закрытые подшипники качения. К таким агрегатам относятся натяжные и направляющие (паразитные) ролики ремней, насосы системы охлаждения, генераторы и др. Вместе с моющими растворами в подшипники попадает грязь, а также вымывается смазка, что приводит к быстрому выходу их из строя.
При сильном наружном загрязнении указанных агрегатов их надо протереть ветошью, слегка смоченной моющей жидкостью. Следует отметить, что несмотря на очевидность многих операций и безусловную важность тщательной мойки деталей с точки зрения достижения высокого качества ремонта на практике мойкой часто пренебрегают. Нередки случаи, когда детали либо не моют вообще, либо делают это кое-как. Основная причина этого заключена, в непонимании процессов, происходящих в двигателе. Последствия такого непонимания достаточно серьезны и изложены в разделе