Снятие поршней и разборка масляного насоса
Во время ремонта двигателя часто приходится снимать поршни с шатунов. Эта работа осуществляется различными способами в зависимости от конструкции поршня - с плавающим или запрессованным в шатун пальцем. Осуществляя ремонт автомобилей и ремонт двигателей в конструкциях с плавающим пальцем необходимо вначале снять стопорные кольца из канавок в отверстиях поршня. Для этого под
стопорное кольцо заводится остро отточенный инструмент, которым кольцо аккуратно поддевается и вынимается из канавки.
При ремонте двигателя часто приходится снимать поршни с шатунов. Эта работа осуществляется различными способами в зависимости от конструкции поршня - с плавающим или запрессованным в шатун пальцем. При ремонте автомобилей и ремонте двигателей в конструкциях с плавающим пальцем необходимо вначале снять стопорные кольца из канавок в отверстиях поршня. Для этого под стопорное кольцо заводится остро отточенный инструмент, которым кольцо аккуратно поддевается и вынимается из канавки. Для снятия кольца следует немного сдвинуть поршневой палец, чтобы он не мешал выходу кольца из канавки. Чтобы кольцо не "улетело" и тем самым не усложнило ремонт автомобиля поиском аналогичного кольца, его нужно придерживать большим пальцем левой руки.
После снятия колец палец выбивается из отверстия. При этом желательно держать поршень с шатуном рукой на весу, чтобы не повредить детали.
Палец, имеющий неподвижную посадку в шатуне, выпрессовывается на прессе гидравлическим домкратом или приводом. Для подавляющего большинства поршней при выпрессовке пальцев используются специальные радиусные подкладки. Радиус подкладки должен быть несколько (на 1+5 мм) больше радиуса цилиндра, чтобы опора поршня была вблизи отверстия пальца. Выпрессовка пальца с подкладкой меньшего радиуса приводит к упору в тонкую юбку и поломке поршня.
Палец выпрессовывается ступенчатой оправкой, имеющей центрирующий пояс, входящий в отверстие пальца. Наружный диаметр оправки должен быть меньше диаметра пальца на 0,5 - 2,0 мм, чтобы оправка не уперлась в бобышку поршня или шатун и не повредила детали.
Некоторые поршни, в основном, американских двигателей, имеют холодильник продолженный вниз до нижнего края. Использование радиусной подкладки в этом случае приводит к перекосу и поломке поршня. Чтобы предотвратить поломку и исключить перекос между подкладкой и холодильником можно установить дополнительную подкладку. Иногда хорошие результаты дает плоская подкладка с отверстием, обеспечивающая опору поршня не на наружную поверхность, а на холодильник у отверстия пальца.
После освобождения и снятия шатуна палец часто "закусывает" в отверстии бобышек поршня. Для снятия пальца удобно использовать ступенчатую оправку, с помощью которой палец можно выбить из отверстия, удерживая поршень на вису.
Разборка масляного насоса обязательна при проведении сложного ремонта автомобиля и ремонта двигателя. Разборка дает возможность удалить грязь из каналов корпуса, позволяет выявить состояние шестерен и корпуса, зазоры в сопряженных деталях, а также работоспособность редукционного клапана, что обеспечить качественный ремонт автомобиля. В практике ремонта двигателей известны случаи, когда установка на собираемый двигатель старого насоса без разборки и контроля его состояния приводила к достаточно серьезным дефектам и неисправностям после выполнения ремотнта двигателя. Независимо от конструктивной схемы все масляные насосы имеют корпус с шестернями и крышку. Для разборки, очевидно, следует отвернуть болты, притягивающие крышку к корпусу, и снять крышку. У насосов с шестернями внутреннего зацепления и приводом от переднего носка коленчатого вала крышка может быть закреплена винтами с потайными головками. Это часто требует применения ударной отвертки. В подобных случаях следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить корпус, неправильно опирая его с обратной стороны.
На насосах с приводом шестеренной передачей от дополнительного или распределительного валов после снятия крышки можно вынуть из корпуса ведущий валик и ведомую шестерню. У многих насосов с приводом от зубчатого ремня или роликовой цепи шкив (шестерня) привода закрепляется на ведущем валике болтом или гайкой. Чтобы отвернуть болт (гайку), необходимо зажать шкив в тисках, после чего снять его с валика и вынуть валик из корпуса.
Довольно редко встречаются конструкции (TOYOTA), где и шестерня (шкив, звездочка) привода и ведущая шестерня насоса напрессованы на валик с двух сторон. Насосы такого типа, как правило, не удается разобрать обычными способами (например с помощью съемников). Поэтому контроль состояния деталей приходится осуществлять без разборки узла. При обнаружении больших износов в подобных насосах приходится либо менять насос, либо использовать специальные способы разборки для последующего ремонта, например, высверливание валика.
Разборка редукционного клапана не представляет, как правило, каких-либо проблем и является достаточно очевидной операцией. Следует только иметь в виду, что не у всех двигателей редукционный клапан расположен в корпусе насоса - часто встречаются конструкции с редукционным клапаном на переходнике масляного фильтра, установленного на блоке цилиндров. Так или иначе, редукционный клапан должен быть разобран для контроля, ремонта или замены независимо от его расположения на двигателе.
После снятия колец палец выбивается из отверстия. При этом желательно держать поршень с шатуном рукой на весу, чтобы не повредить детали.
Палец, имеющий неподвижную посадку в шатуне, выпрессовывается на прессе гидравлическим домкратом или приводом. Для подавляющего большинства поршней при выпрессовке пальцев используются специальные радиусные подкладки. Радиус подкладки должен быть несколько (на 1+5 мм) больше радиуса цилиндра, чтобы опора поршня была вблизи отверстия пальца. Выпрессовка пальца с подкладкой меньшего радиуса приводит к упору в тонкую юбку и поломке поршня.
Палец выпрессовывается ступенчатой оправкой, имеющей центрирующий пояс, входящий в отверстие пальца. Наружный диаметр оправки должен быть меньше диаметра пальца на 0,5 - 2,0 мм, чтобы оправка не уперлась в бобышку поршня или шатун и не повредила детали.
Некоторые поршни, в основном, американских двигателей, имеют холодильник продолженный вниз до нижнего края. Использование радиусной подкладки в этом случае приводит к перекосу и поломке поршня. Чтобы предотвратить поломку и исключить перекос между подкладкой и холодильником можно установить дополнительную подкладку. Иногда хорошие результаты дает плоская подкладка с отверстием, обеспечивающая опору поршня не на наружную поверхность, а на холодильник у отверстия пальца.
После освобождения и снятия шатуна палец часто "закусывает" в отверстии бобышек поршня. Для снятия пальца удобно использовать ступенчатую оправку, с помощью которой палец можно выбить из отверстия, удерживая поршень на вису.
Разборка масляного насоса обязательна при проведении сложного ремонта автомобиля и ремонта двигателя. Разборка дает возможность удалить грязь из каналов корпуса, позволяет выявить состояние шестерен и корпуса, зазоры в сопряженных деталях, а также работоспособность редукционного клапана, что обеспечить качественный ремонт автомобиля. В практике ремонта двигателей известны случаи, когда установка на собираемый двигатель старого насоса без разборки и контроля его состояния приводила к достаточно серьезным дефектам и неисправностям после выполнения ремотнта двигателя. Независимо от конструктивной схемы все масляные насосы имеют корпус с шестернями и крышку. Для разборки, очевидно, следует отвернуть болты, притягивающие крышку к корпусу, и снять крышку. У насосов с шестернями внутреннего зацепления и приводом от переднего носка коленчатого вала крышка может быть закреплена винтами с потайными головками. Это часто требует применения ударной отвертки. В подобных случаях следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить корпус, неправильно опирая его с обратной стороны.
На насосах с приводом шестеренной передачей от дополнительного или распределительного валов после снятия крышки можно вынуть из корпуса ведущий валик и ведомую шестерню. У многих насосов с приводом от зубчатого ремня или роликовой цепи шкив (шестерня) привода закрепляется на ведущем валике болтом или гайкой. Чтобы отвернуть болт (гайку), необходимо зажать шкив в тисках, после чего снять его с валика и вынуть валик из корпуса.
Довольно редко встречаются конструкции (TOYOTA), где и шестерня (шкив, звездочка) привода и ведущая шестерня насоса напрессованы на валик с двух сторон. Насосы такого типа, как правило, не удается разобрать обычными способами (например с помощью съемников). Поэтому контроль состояния деталей приходится осуществлять без разборки узла. При обнаружении больших износов в подобных насосах приходится либо менять насос, либо использовать специальные способы разборки для последующего ремонта, например, высверливание валика.
Разборка редукционного клапана не представляет, как правило, каких-либо проблем и является достаточно очевидной операцией. Следует только иметь в виду, что не у всех двигателей редукционный клапан расположен в корпусе насоса - часто встречаются конструкции с редукционным клапаном на переходнике масляного фильтра, установленного на блоке цилиндров. Так или иначе, редукционный клапан должен быть разобран для контроля, ремонта или замены независимо от его расположения на двигателе.